«Евгений Онегин» П.И. Чайковского – особенное название для Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Опера Чайковского стала первым спектаклем студии под руководством великого реформатора театрального искусства К.С. Станиславского. Осуществленная Станиславским постановка «Евгения Онегина» знаменовала собой рождение нового оперного театра.
Состоявшаяся в июне 1922 года премьера стала событием в Москве, жившей бурной театральной жизнью. Летописец тех лет Павел Марков вспоминал: «Спектакли шли под рояль, актеры были без грима и в современных, сегодняшних костюмах. Оставалось от этого воссоздания «Онегина» впечатление не спектакля, не оперного представления, не натуралистической трагедии, но глубоко закреплялось чувство радости и света».
В том же 1922 году спектакль был перенесен на сцену Нового театра (сейчас в этом здании располагается Российский молодежный театр). На сцене была полностью воспроизведена обстановка Леонтьевского переулка. Но уже появились сценические костюмы и грим. В 1926 году Оперная студия Станиславского становится театром и переезжает на Большую Дмитровку. На сцене Дмитровского театра возникает третья авторская версия спектакля.
«Евгений Онегин» стал символом Оперного театра имени Станиславского, а колонны «онегинского портика» стали его эмблемой (их до сих пор можно увидеть на логотипе театра). В 1941 году, когда произошло слияние театров Станиславского и Немировича-Данченко, спектакль вошел в репертуар объединенной труппы.У этой постановки было несколько юбилеев, и каких! Уже в 1934 году праздновался 500-й спектакль. В 1951 году – тысячный. Конечно, несмотря, на все усилия труппы, относившейся к спектаклю нежно и трепетно, многие детали неизбежно уходили. С изменением стиля эпохи происходили неуловимые «колебания в атмосфере» спектакля, все больше и больше удалявшие его от первоисточника. В декабре 2001 года были сыграны прощальные спектакли легендарной постановки.
Новая постановка «Евгения Онегина» появилась в репертуаре Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в первый же сезон после окончания реконструкции. Ее создатели отнеслись к легендарному спектаклю Станиславского с максимальным уважением, но отнюдь не стали копировать его. Предельно подробной осталась психологическая разработка характеров, и даже колонны сохранились в качестве основного элемента декорации. Другим стал только воздух, которым дышат главные герои. Это уже «Онегин» XXI века, современный и созвучный сегодняшнему зрителю.
Источник: