В военное время нелегким делом была организация текущего восстановления разбитых вагонов. В полевых условиях приходилось организовывать изготовление запасных частей, изыскивать возможности для их выпуска. Для проведения Берлинской операции (16 апреля— 8 мая 1945 г.) подано под погрузку и доставлено 287 тысяч вагонов с воинскими частями и грузами. Всего, с января по май 1945 года, к фронту железные дороги доставили 1,9 миллионов вагонов с воинским грузом. Из запада на Дальний Восток в Приморье и Приамурье к августу 1945 г. для военных действий с Японией железные дороги перевезли 136 тысяч вагонов с войсками, боевой техникой и снаряжением.
Нагрудный знак «Отличный вагонник» являлся наградой для особо выдающихся работников вагонного хозяйства железнодорожного транспорта. Им награждались лица начальствующего и рядового состава вагонных служб железнодорожного транспорта, систематически показывающие высокие образцы воинской дисциплины и отличного выполнения Правил технической эксплуатации; отличного ухода за вагонами; обеспечение четкого и безаварийного движения поездов по графику, образцового осмотра и ремонта вагонов; внедрение безотцепочного ремонта, снижение парка неисправных вагонов, ожидающих ремонта, улучшения качества ремонта и сокращения простоя вагонов в депо, ВРП и на станциях; обеспечение высокой производительности труда и качества работы; за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствующие повышению производительности труда.
В 1933 году в постановлении СНК СССР «О работе железнодорожного транспорта» отмечалось, что «большое количество крушений происходит из-за горения букс, из-за преступно-небрежной смазки вагонов в пути. На смазчиков не обращается должного внимания. Старых, квалифицированных смазчиков железные дороги порастеряли... вагоны остаются без смазки в пути, в лучшем случае отцепляются по горению букс, а часто это приводит к катастрофам...». Управление службы тяги было разделено на две — паровозную и вагонную. В НКПС вопросами вагонного парка стало заниматься вновь созданное Центральное управление вагонного хозяйства.
Из книги Владимира Лапина "Наградные знаки железнодорожного транспорта"