Нагрудный знак «Отличный восстановитель» являлся наградой для особо выдающихся работников железнодорожного транспорта. Знаком награждались лица начальствующего и рядового состава восстановительных организаций железнодорожного транспорта, систематически показывающие высокие образцы:
• быстрого восстановления железнодорожного хозяйства на территории, освобожденной от фашистских захватчиков;
• сокращения сроков восстановительных работ, выполнения и перевыполнения планов восстановительных работ;
• широкого внедрения механизации и скоростных методов работ;
• всемерного расширения пропускной способности восстанавливаемых участков железных дорог;
• отличного владения личным инструментом с высоким качеством и производительностью труда;
• отличного ремонта и сбережения железнодорожной техники и инструмента;
• использования внутренних резервов при восстановлении железных дорог;
• за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствующие повышению производительности труда.
Государственный Комитет Обороны (ГКО) 3 января 1942 г. принял постановление «О восстановлении железных дорог». В системе НКПС создается Главное управление военно-восстановительных работ (ГУВВР) в ведение которого переданы все железнодорожные войска и спец. формирования НКПС. В состав спец.формирований входили: головные ремонтные поезда (горемы), поезда для восстановления водоснабжения (водремы), поезда для восстановления связи и сигнализации (связьремы), мостовые восстановительные поезда (мостоотряды), поезда по ремонту подвижного состава (подремы). Также были созданы строительно-монтажные и ремонтно-сварочные поезда, мостовые базы по заготовке конструкций.
На восстановительные работы переключились многие строительные и ремонтные организации НКПС (машинно-путевые станции, стройпоезда и ряд других). Главная задача восстановителей, — быстро восстанавливать разрушенные войной железнодорожные линии.
Восемь разрушенных внеклассных железнодорожных мостов через Днепр оказались на участке четырех Украинских фронтов. Возле Киева и Днепропетровска по два, у Черкасс, Канева, Кременчуга и Запорожья. Для их восстановления ГКО установил очень жесткий срок — 40 суток от начала работ. В Киеве восстановление железнодорожного моста в районе ст. Дарница проводилось в два этапа, — сначала низководный обходной, затем — высоководный. На постройку низководного моста длиной 1059,5 метра отводилось 20 суток. Восстановителям необходимо было забить 1092 сваи, уложить пролетных металлоконструкций весом 800 т. Ценой нечеловеческих усилий, под постоянными бомбежками, низководный мост восстановили за 13 дней! Вместе с восстановителями по 12 часов в сутки работали 1800 местных жителей.
В Потсдаме на конференции стран-победителей в июле 1945 г. народный комиссар путей сообщения И.В. Ковалев, как главный советник Верховного Главнокомандующего по транспорту, согласовал со Сталиным проведение празднования первого послевоенного Дня железнодорожника 5 августа в Москве. Сталин к этому дню утвердил список из 8700 железнодорожников, представленных к правительственным наградам. Выступая на собрании актива в Центральном парке культуры и отдыха имени М.Горького 5 августа, нарком И.В.Ковалев в докладе опрометчиво говорил о трехлетнем плане послевоенного восстановления железных дорог. Прямо из парка Горького он был вызван в Кремль к Сталину для объяснений — откуда взялся трехлетний план, а не традиционная партийная пятилетка? Спасли наркома от неприятностей непропитанные опоры мостов, устанавливаемые в спешном порядке из свежесрубленного леса для пропуска поездов в военное время. Объяснив Сталину, что срок их службы не более трех лет, приведя другие технические аргументы, Ковалев сумел убедить Сталина в своей правоте.
Из книги Владимира Лапина «Наградные знаки железнодорожного транспорта»