Родилась 5 февраля 1929 г. в Москве, умерла 31 августа 2009 г. в Германии. Училась в МГХИ им. В.И.Сурикова (1951 – 1957) у Д.П.Шварца Н.В.Томского. Марина Романовская, начавшая свой путь как классический художник—шестидесятник, всем своим творчеством, и ранним, и зрелым, опровергает ставшее шаблонным представление о неком едином «суровом стиле», отличавшим искусство «Оттепели». В конце 1950-х - начале 1960-х годов происходит преодоление насильственной отторгнутости от мировой культуры, новое открытие наследия 1910-1920-х годов, знакомство с современной западной художественной практикой, международные конкурсы и фестивали – все это вызывало в обществе необычайное воодушевление и подъем. Это время перелома принесло в искусство не только новую тематику, освобождение от официальных штампов и стереотипов, но и смелые пластические искания, решительное обновление образно- пластических возможностей языка скульптуры. Марина Романовская, получившая классическое образование, прекрасный пластик, всегда отличалась яркой индивидуальностью, независимостью, своим особым образным миром. В 70-80-е уже застойные годы ее часто обвиняли в «формалистических вывертах», «левизне», «заумности» и т.д. Некие действительно левацкие группы пытались привлечь ее как единомышленницу. Но Марина всегда была интеллектуально и художественно несравненно выше их. Никакие превратности времени не могли отменить главного дела ее жизни – творчества. Ее мастерская всегда была перенасыщена работами. Пожалуй, главными ее произведениями были три композиции, объединенные одним названием «Я, Герой и мой загадочный народ». «Я» - это, разумеется автопортрет высотой около 2-х метров. Женщина в полосатом одеянии, (напоминающем одежду арестанта), несет в руке тушку курицы. Контраст между гордо посаженной головой, увенчанной золотым рогом избранничества, и вяло болтающимися куриными останками очевиден. В этой работе Романовская ясно выразила ощущение противоестественности своего существования в этом мире, где есть «дум высокое стремленье», и необходимость погружаться в быт, в добывание магазинной курицы. Это нежелание смириться, своеобразная «гордыня» художника, очевидно, и привела Романовскую к решению уехать из России. Обрела ли она за рубежом искомое? Кто знает? Там у нее были выставки. В Москву она приезжала часто. В Третьяковской галерее находятся пять работ Марины Романовской, еще несколько намечены для приобретения. Источник: Все скульпторы Москвы